Исторический факт - Ю.Фучик _Люди, будьде бдительны!

 
 

Исторический факт - Ю.Фучик _Люди, будьде бдительны!




Глава II. Государственный аппарат и экономика фашистской Германии 1. Реформирование государственного аппарата

Важнейшее значение для установления и упрочения открытой террористической диктатуры монополистического капитала имела перестройка государственного аппарата фашистской Германии.

Непосредственная перестройка государственных органов проводилась с конца марта 1933 г-до начала 1935 г- В это время создавались главные звенья государственного аппарата и определялись все основы его деятельности.

Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров (в 1933 г-он провел 31 зас, в 1937 г. — 6 зас, последнее — 5 февраля 1938 г.). Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности, появились такие административные монстры как Министерство пропаганды (1933)> охватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Министерство экономики и др. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями1.

Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933 г. все чиновники (в т.ч. земель, общин) были объявлены единой корпорацией государственных служащих. В з мес. предписывалось уволить несоответствующих должности по политическим мотивам, а также неарийцев — с почетных должностей. Новые административные нормы были сформированы особым уставом — Законом о чиновничестве (26 января 1937 г). Чиновничество определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госслужащих производилось только фюрером, перед ним они несли ответственность и в любое время могли быть отозваны. Повиновение было объявлено смыслом бюрократической службы. Но это обеспечивает чиновнику достойное положение в жизни. Он всего лишь исполнитель воли государства, установленной НСДАП. Чиновнику предписывалось быть «готовому к жертвам, любящему отечество, повинующемуся законам и фюреру до самой смерти». Государственный чиновник не только должен был быть арийцем, ему запрещались браки с неарийками. Вступление Германии во Вторую мировую войну привело к еще большей централизации администрации: указом 28 августа 1939 г. все руководители высших учреждений были признаны ответственными непосредственно перед фюрером (без партийной и ведомственной иерархии)2.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера.

Другим направлением разрушения Ваймарской республики и более — всей традиционной системы государственно-политических связей в общегерманском государстве стала ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления.

В целях дальнейшей концентрации власти, или "унификации политического режима в империи и областях", Законом от 7 апреля 1933 г- "О слиянии областей с империей" во все земли

стали назначаться, как правило, из гаулейтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями1. 30 января 1935 г- был принят новый Закон "Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.

Ландтаги земель сначала были отстранены от формирования земельных правительств, а 30 января 1934 г- были законодательным путем ликвидированы. Правительства земель были подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом "О ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г- был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "О германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.

В период нацистской диктатуры территория Германии значительно увеличилась. В результате внешнеполитических акций, поддержанных недальновидной политикой западноевропейских государств и СССР, к империи были присоединены Австрия (1938), Судетская область Чехии (1939)> прибалтийские области (1939)- В них устанавливалось унифицированное управление. К июню 1941г- к империи были присоединены еще до 12 европейских стран на правах оккупированных областей, для управления которыми сформировано Министерство оккупированных земель (1941)- Однако в дальнейшем, с разгоранием войны, управление тесно переплелось с военной администрацией и носило особый характер.

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — "служба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.

Согласно закону 29 марта 1935 г. СА и «охранные эскадроны»(СО, особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии) Объявлялись непосредственными частями партии. Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции1.

После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС — к 1940 г. они насчитывали до зоо тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи

специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.

Особое место среди карательных органов фашистской Германии занимали отряды СС, специальные отряды, которым было поручено истреблять "внутренних врагов" (в 1933 г. в них было 52 тыс. человек). Они осуществляли "охрану внутренней безопасности империи". Войскам СС вверялась и охрана концлагерей Нацистское руководство, ликвидировав всякие рамки, ограничивавшие деятельность карательных органов, использовало их для проведения открытого и неограниченного террора. В приказе министра внутренних дел Фрика указывалось: «Рейхсфюрер СС и начальник германской полиции могут принимать административные меры, необходимые для поддержания порядка и безопасности, даже если они выходят за законные пределы административных мер»1.

После прихода к власти фашисты перестроили полицейскую систему, затронув все стороны ее организации и деятельности. Главная задача полиции заключалась в том, чтобы осуществлять массовый террор и истреблять физически коммунистов и антифашистов.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

По особому закону о гестапо (ю февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля.

Вооруженные силы гитлеровской Германии комплектовались на основе всеобщей воинской повинности для мужчин от 18 до 45 лет. Срок службы 2 года. В целях концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г- Военное министерство и создал свой личный штаб верховного командования вооруженных сил. Верховному главнокомандующему А. Гитлеру подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими штабами. В системе вооруженных сил имелось ведомство военной разведки и контрразведки (Абвер).

Гитлеровская государственная машина предназначалась для выполнения функции подавления внутренних и внешних противников фашизма.

3. Государственное регулирование экономики в фашистской Германии.

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.

Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г воплотивший нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.

С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике1.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса на основе гитлеровского понимания индивидуальной свободы, которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие "субъективные права", которые они хотели или вообще отменить, или заменить понятием "субъективные права члена НСРПГ". Предлагалось убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его понятием "партийный статус лица".

Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право — это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха"1.

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим — политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кассы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы, а предприниматели объявлялись "вождями" предприятий. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".

В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г по распоряжению генерального уполномоченного по мобилизации рабочей силы принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, следует отметить следующее:

Установление фашистских режимов в Германии стало результатом комплекса политических, экономических и социальных причин.

К числу политических причин можно отнести поражение в Первой мировой войне и унизительные для Германии условия, навязанные странами-победительницами, а так же объективная слабость политсистемы Веймарской республики.

Кроме того, Германия столкнулась с серьезными экономическими проблемами: как с необходимостью выплат репараций Антанте, так и с грянувшим в 1928 году экономическим кризисом, повлекшим за собой крах экономики, обвальный рост безработицы, цен на товары и продукты питания, отсутствие рынков сырья и сбыта для крупных германских корпораций.

В этих условиях в власти пришла национал-социалистическая рабочая партия Германии во главе с А. Гитлером.

С первых дней своего правления Гитлер начал реформу общественной жизни страны и, в первую очередь, политической системы.

Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти, персонализацией правительственной власти, жесточайшей централизацией всех ветвей, сращиванием партийного и правительственного аппаратов, устранением всевозможных путей оппозиции.

Основной формой народовластия стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера.

Другим направлением традиционной системы государственно-политических связей в общегерманском государстве стала ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления.

Кроме того Нацисты создали мощный террористический аппарат, наиболее значимыми частями которого были штурмовые отряды и специальные отряды.

Государственное реформирование фашистов затронуло все части государственной структуры, включая военную, юридическую правовую, сферу экономического регулирования.

Основной целью всех вышеперечисленных реформ была перестройка государства, во-первых, соответственно идеям национал-социализма, во-вторых, следуя принципу безусловного подчинения всех государственных функций единой власти фюрера партии в «вождевом государстве».

Инакомыслящие подвергались суровым наказаниям. Создавались концлагеря, где погибали демократы, социалисты, все те, кто не хотел мыслить так, как мыслил Гитлер. У кого не было собственности, они должны били после завоеваний получить земли в завоеванных странах. Больше всего надеялись на земли в России.

Список литературы

1.  Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 5бо с.

  1. Бланк А.С. Адвокаты фашизма. - М.: Международные отношения, 1974» *92С

 

3-              Верншт К. История государства и права Германии. - М: Наука,   1998г, 529е

4-              Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:
Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997- - 496 с.

5-              Галкин А.А. Германский фашизм. Издание 2-е, доп. - М.: Наука, 1989. - 352 с

6.   Гинцберг Л.И. Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти. - М.: Наука, 1967.

- 206 С.

7-   История Второй Мировой Войны. 1939-1945- Том 1 - Москва: Военное издательство

министерства обороны СССР, 1973 - с.367 8.   История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное

государство и право): Учеб. Пособие/ Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Грошакова. - М.: Юрид.

Лит., 1980. - 552 с 9-   История государства и права зарубежных стран: учеб./ К. И. Батыр, И. А. Исаев, Г. С.

Кнопов [и др.]; под ред. К. И. Батыра. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. -

57бс ю. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 /Под общ.

ред. проф. Жидкова О. А и проф. Крашенинниковой Н. А. — 2-е изд., стер. - М.: НОРМА,

2004. — 720 с

11.  Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/ Сост. проф. В.В. Маклаков. - з-
е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БСК, 2ОО1 - 592 с

  1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр.
    РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.:.
    Норма, 2004- — 832 с

 

13- Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. -М. 2003. - 2о8с.

14- Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе,
исправленное и дополненное. Т. 2 — М: ТОН — ПРИОР, 1999-—496 с.

15- Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. - М.: Наука, 1981. - 178 с

16. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие/сост. В.Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2ОО8. - 768 с 17.. Юрьев А.Б. Страницы фашизма. - М.: Наука. 2004г. - 400с.

1 Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. -М. 2003. - С. 146

1 Гинцберг Л.И. Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти. - М.: Наука, 1967- - С. -

18

1 Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. - м.: Наука, 1981. - 178 с 2 Галкин А.А. Германский фашизм. Издание 2-е, доп. - М.: Наука, 1989. - С. - 38

1 История Второй Мировой Войны. 1939-1945- Том 1 - Москва: Военное издательство министерства
обороны СССР, 1973 - С - .267

2 История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 /Под общ. ред.
проф. Жидкова О. А и проф. Крашенинниковой Н. А. — 2-е изд., стер. - М.: НОРМА, 2004. —С. -
523

1 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 165

1 История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 /Под общ. ред. проф. Жидкова О. А и проф. Крашенинниковой Н. А. — 2-е изд., стер. - М.: НОРМА, 2ОО4- — С. -529

2 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН,
проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.:. Норма, 2004.
— С. - 720

1 Верншт К. История государства и права Германии. - М: Наука,   199&г, 529С

1 'История Второй Мировой Войны. 1939-1945- Том 1' - Москва: Военное издательство министерства обороны СССР, 1973 - с.367

1 Галкин А.А. Германский фашизм. Издание 2-е, доп. - М.: Наука, 1989. - С. -172 1 Юрьев А.Б. Страницы фашизма. - М.: Наука. 2004г. - С. - 289 1 Бланк А.С. Адвокаты фашизма. - М.: Международные отношения, 1974> - С. - 1бо 1 Юрьев А.Б. Страницы фашизма. - М.: Наука. 2004г. - С. - 387.



Создан 17 июн 2013