«Українські шахтарі під землею і на землі: труд і право на гідне життя».

 
 

«Українські шахтарі під землею і на землі: труд і право на гідне життя».

На XI Міжнародному фестивалі документального кіно про права людини



 

Независимый профсоюз горняков Украины
 22-03-2014 (Опыт УКРАИНЫ) 
В границы общественно эффективного правового пространства...
Предоставляю для информации материал, который характеризовал состояние независимого профсоюза в условиях диктатуры правящей Партии Регионов во главе с Януковичем В.Ф. Несмотря на то, что НПГ Украины всячески блокировали, нам удалось  "выжить" и сохранить свои организации. Есть надежда, что приход к Власти оппозиции восстановит утраченные гарантии равенства прав всех профсоюзов и в рамках трудового права взаимоотношения  собственник (работодатель) – профсоюз (наемный работник)  будут сформированы на демократических принципах.
 
Независимый профсоюз горняков Украины (НПГУ) полагает, что в масштабах Украины есть проблемы, на которые стоит обратить внимание.
Профессиональный союз (профсоюз), согласно Закона Украины «О профессиональная союзах их правах и гарантиях деятельности»,  является добровольной общественной организацией, которая объединяет работников, связанных общими интересами по виду своей деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. В том случае, когда на предприятии не существует профсоюза, или существующий профсоюз не выполняет возложенных на него функций, законодательство предусматривает возможность создания нового или альтернативного профессионального союза.
Другими словами, демократический профсоюз призван объединить усилия работников, который имеет цель использовать и защищать предоставленные им законом права.
Формирование профсоюза часто начинается из временного объединения работников предприятия для достижения определенной цели. Как только желательный результат достигнут, действовать продолжает только небольшое количество наиболее активных. Это приводит к необходимости, каждый раз, восстанавливать объединение при возникновении острой ситуации - (20%-актив,20%-пассив,60%-ведомые по интересам).
Хотя профсоюзы могут иметь отличия в зависимости от профессии лиц, которых объединяют, и размеров предприятия, на котором они созданы, всем демократически построенным профсоюзам присущи:
Демократичность - деятельность профсоюза целиком подконтрольная его рядовым
 членам.    Именно   они   избирают   руководителей   профсоюза   и   имеют   возможность   их отозвать.   Путем   обсуждения   на   общем   собрании   и   голосованием   (а   не криком). Определяются и утверждаются в окончательном варианте положения коллективного договора в ходе его подготовки к подписанию с администрацией. Для принятия решений общим   собранием (конференцией)   должны   быть   вынесенные   все   важные   для   деятельности профсоюза вопросы.
Независимость и автономность - демократический профсоюз является организацией, целью которой является защита интересов трудящихся и только трудящихся. Профсоюз юридически не  зависит  в своей деятельности ни  от государственных  органов,   ни  от  администрации предприятия, ни от любой общественной организации или политической партии, ни от кого-либо другого.  Профсоюз свободен в выборе направлений, методов и целей деятельности, путей их достижения.
Гласность,  открытость и доступность - все собрания, их протоколы,  отчеты
 руководящих органов и любая другая официальная документация профсоюза  доступна для всех ее членов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ ПРОФСОЮЗОВ
Сегодня деятельность профсоюза в Украинском законодательстве регламентируется, прежде всего на Ст.36 Конституции Украины, которая провозглашает 
«Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины». 
          Соответственно Парламентом принят  Закон Украины «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности »,  Кодекс  законов  о труде Украины.  
           Законы и   прочие   нормативно-правовые  акты  не  могут  быть направлены на ограничения прав  и  гарантий  деятельности  профсоюзов, предусмотренных  Конституцией  Украины,   кроме случаев, предусмотренных частью второй статьи 36.
Закон Украины "Об  объединении  граждан"  применяется  к профсоюзам, если иного не предусмотрено этим Законом.
     Если международными договорами,  соглашениями, конвенциями, согласие на обязательность которых представлена Верховной  Радой  Украины,  предусмотрен более   высокий   уровень  гарантий  относительно  обеспечения  деятельности профсоюзов,  то применяются  нормы  международного  договора  или соглашения.
Соответственно ст.2 Закона Украины «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» профессиональные союзы    создаются    с    целью    осуществления представительства и защиты трудовых,  социально-экономических прав и интересов  членов  профсоюза.   
Основные требования к профсоюзам такие:
придерживаться требований законодательства Украины;
должны создаваться и действовать на основе добровольности, равноправия
членов, самоуправление, законности и гласности;
все  основные вопросы  деятельности  профсоюза  должны  решаться  на
сборах всех членов или представителей членов профсоюза;
нужно регулярно информировать работников о деятельности профсоюза.
Соответственно частям 1 и  2  ст. 13 вышеупомянутого закона  Государство  обеспечивает реализацию права граждан на объединение в профессиональные  союзы  и  соблюдение прав и  интересов  профсоюзов.
Государство признает    профсоюзы    полномочными   представителями работников и защитниками их трудовых,  социально-экономических прав и  интересов,  сотрудничает  с профсоюзами в их реализации, оказывает содействие профсоюзам в установлении деловых партнерских  взаимоотношений  с работодателями и их объединениями.
Соответственно ст. 34  вышеупомянутого закона, профсоюзы, их объединения могут иметь в  собственности  средство  и прочее имущество, необходимое для осуществления их уставной деятельности.
    Согласно  ст. 16 Закону Украины «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» профсоюз, объединение профсоюзов  приобретают право юридического лица с момента утверждения   устава.
    Соответственно Закону Украины ” О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности”  профсоюзы, их объединения легализируются  путем  сообщения на соответствие заявленному статусу.
     Легализация всеукраинских профсоюзов, их объединений осуществляется Министерством юстиции Украины, других профсоюзов, их объединений -   соответственно Главным управлением Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским и  Севастопольским  городскими,  районными,  районными  в  городах, городскими (городов областного значения) управлениями юстиции.
     Для легализации   профсоюзов,   объединений профсоюзов    их основатели или руководители выборных органов подают заявления.  К заявлению прибавляются  устав,  протокол   съезда,   конференции, учредительных  или  общих собраний членов профсоюза с решением про его  утверждение,  сведения  о  выборных   органах,   наличии организаций профсоюза в соответствующих административно-территориальных    единицах, об основателях объединений.
     На основании   представленных   профсоюзом,  объединением  профсоюзов документов  легализирующий  орган  в  месячный  срок   подтверждает заявленный статус по признакам, определенными статьей 11 этого Закона, включает профсоюз,  объединения профсоюзов  в  реестр  объединений граждан  и выдает профсоюзу,  объединению профсоюзов свидетельство о легализации с указанием соответствующего статуса.
     Легализирующий орган   не   может   отказать  в    легализации профсоюза, объединения профсоюзов.
     В случае   несоответствия   представленных документов   профсоюзом, объединением  профсоюзов  указанному  статусу  легализирующий   орган предлагает профсоюзу,   объединению  профсоюзов  предоставить дополнительную документацию, необходимую для подтверждения статуса.
В принципе существующая нормативно-правовая база, до принятия Закона Украины « О социальном диалоге в Украине», позволяла профсоюзам осуществлять свою уставную деятельность в интересах достижения  социальной справедливости в обществе. Однако с приходом к Власти олигархических кланов, умышленно было внесено ограничение  путем ввода понятия – репрезентативности, которое в итоге стало правовой нормой не сколько относительно членства в профсоюзе (имеется ввиду на ограничение создавать профсоюз отдельным категориям граждан), а средством установления монопольного права удобного для них профсоюза, который не препятствовал установлению практики недобросовестной конкуренции, в силу определенной заинтересованности верхнего аппарата управлять доставшейся им по наследству собственностью в своих интересах. Право определять соответствие репрезентативности, было предоставлено Национальной службе посредничества и примирения, поставив ее выше  Министерства юстиции, проводящего легализацию, ведя также Реестр с выдачей Свидетельств, противоречащих ст. 36 Конституции Украины, части нарушения принципа «Все профессиональные союзы имеют равные права». При этом из Генерального соглашения было исключена норма, позволяющая и обязывающая государственные органы и работодателей при заключении территориальных соглашений и коллективных договоров, соблюдать равные права всех участников Генерального соглашения на осуществление контроля по вертикали за его выполнением, путем участия в подписании их профорганизациями на соответствующем уровне, согласно организационной структуре профсоюза. 
На уровне предприятия коллективный договор для Профсоюза - это основной нормативный документ, который регулирует производственные, трудовые, социально-экономические отношения между работодателями и наемными работниками на уровне предприятий, которые являются теми «кирпичиками» фундамента создаваемого валового внутреннего продукта государства. 
В результате выше указанных манипуляций, представительские права для реализации основных целей и задач демократических профсоюзов на защиту социально-экономических прав и интересов членов профсоюза, были сознательно ограничены, при этом существующая не реформированная система надзора за законностью государства (Прокуратура, Милиция, Инспекция Минтруда и прочие), а также Судебная система, в силу  практики грубого произвола установившейся на Украине тоталитарной формы правления Партии регионов, ставшая по этой причине не дееспособной, помимо экономического рабства лишила работников элементарных прав на возможность социальной защиты правовым путем.
Отсюда создание зоны теневой занятости, по различным данным исследований минимум треть украинской экономики находилась в тени, а это значит - не платились социальные взносы государству.
В задекларированной, как рыночная экономика, работнику платят нерентабельную заработанную плату, которая не соответствует реальному прожиточному уровню. При этом увеличивается разрыв между доходами работодателей и наемными работниками в десятки раз. Возможности молодежи элементарно создать условия для начала жизни нулевые. При этом доходы олигархов исчисляются миллиардами, которые через оффшоры выводятся с денежного кругооборота государственной экономики.
Несправедливое налогообложение создает третью зону социальной несправедливости. Доля зарплаты в системе себестоимости продукции в целом по Украине составляет лишь 7-9 %, в развитых капиталистических странах не менее 35%. То есть украинский бизнес втрое не доплачивает работникам по результатам их труда.
На этом фоне рост цен при низком качестве товаров, несоответствие тарифов качеству услуг ЖКХ, значительно опустошают кошелек простого труженика и отбрасывают его семью далеко за уровень бедности.
Нерентабельная заработная плата работников порождают установление уровня несправедливых пенсий. При этом здоровье  пожилых людей  не улучшается, цены на лекарства их ставят на грань выживания.
Все это вместе взятое порождает маниакальное желание собственников средств производства, по причине низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке, из-за того что украинская заработная плата не является инвестицией в развитие экономике как в большинстве развитых странах развитого капитализма, сокращать расходы на безопасность труда, вводить элементы рабского труда, ограничивая возможности профсоюзов по защите прав и законных интересов наемных работников через элемент «дискриминации», устанавливать ограниченный доступ наемных работников к основным ресурсам – собственности и прибыли (проводя непрозрачную точечную приватизацию рейдерским путем и пуская на металлолом или закрывая  непривлекательные для олигархов и их сателлитов предприятия), при этом резко ограничивается доступ трудовых коллективов к информации, в распределении дохода и бизнес-планов, приводя в качестве аргумента не возможность определения долгосрочной перспективы из-за нестабильности  спроса и постоянно меняющейся конъюнктуры.
Так бывший «губернатор» Луганской области  Пристюк В.Н. постоянно по надуманным причинам уклонялся  от определенного Региональным Соглашением проведения консультаций и определения совместной позиции с членскими организациями Независимого профсоюза горняков Украины государственных предприятий угольной промышленности находящихся на территории Луганской области, по  преобразованию в угольной отрасли (аренда, концессия, приватизация), несмотря на неоднократные обращения к нему Объединения свободных профсоюзов Луганской области в 2011 году. После обращения в Администрацию Президента Украины в отношении нарушении Луганской облгосадминистрацией сроков и порядка осуществления исполнения обязательств по исполнению и контроля за выполнением соглашения, в начале 2012 года, соглашение было рассмотрено, однако в отношении преобразований в угольной промышленности облгосадминистрация сослалась на слишком ограниченные права по этому вопросу, а попросту уклонилась, переведя всю ответственность за преобразования на Министерство энергетики и угольной промышленности и другие Министерства. Вместе с тем эти процессы шли точечно, по конкретным  угольным предприятиям, интересным с точки зрения инвесторов, при этом целостной программы предусматривающей широкое участие в них территориальных громад и общественных организаций,  государством было только продекларировано. Особую тревогу вызывают оставшиеся еще в государственной собственности ряд предприятий угольной промышленности, судьба которых из-за непрозрачных схем приватизации не ясна. При этом нелегальная добыча, с так называемых «копанок», имела место и эффективной борьбы с этим позорным явлением так и не выработано. Вместо конструктивной работы с демократическими профсоюзами, которые остро ставили проблемные для региона вопросы, Власть стала на путь «дискриминации» и тотального давления на членов независимого профсоюза, используя все возможности влияния членов партии регионов и имеющиеся у них ресурс, начиная от создания неприемлемых условия для рядовых членов до затяжки с рассмотрением исков в Судах, при этом откровенно не замечались противоправные действия по отношению к независимому профсоюзу со стороны правоохранительных органов, госинспекций труда, органов госгорпромнадзора. Официальный профсоюз занимал при этом реакционную позицию, при этом постоянно пропагандировал принятие нового Трудового кодекса, который окончательно бы узаконил трудовое рабство в Украине (ПРИМЕРЫ В ДОКУМЕНТАХ)
Игнорирование, притеснение и препятствование деятельности профсоюза, который старается получить более приемлемые условия труда и быта работников – была горькой реальностью в нашей стране. Не помогало даже, присущее профсоюзным лидерам независимого профсоюза, наличие  дипломатического дарования, умения прийти к соглашению на условиях, которые устроили бы обе стороны.
 
     Как было сказано выше особый конфликт возник,  корда  в  угоду  олигархов,  Власти  ПР предприняли   попытку   закабалить   украинцев     путем     законодательного     закрепления рабского   труда,  через    принятие    нового       Трудового кодекса.      Каковы его особенности?    Кому он выгоден?       Насколько могла изменится жизнь работников и работодателей? 
   1. - Проект нового Трудового кодекса по количеству статей в три раза объемнее действующего - (436 статей вместо 265).
        Пока Украина работает по КЗоТу, который вступил в действие в 1972 году.  За все время туда вносили изменения, дополнения.  Работа над проектом нового Трудового кодекса продолжается уже 11 лет. «Действующий КЗоТ серьезно отличается от того свода законов, который был принят в 72-м году. Люди, которые сегодня ратуют за новый кодекс, говорят, что старый принимался давно, и пришло новое время. Но они забывают о том, сколько изменений было внесено за 20 лет с тех пор как Украина стала независмой. Более того, те изменения, которые вносились, не ухудшали защитные функции работников и профсоюзов. «Думаю, людей, которые ратуют за принятие нового кодекса, больше всего волнует именно этот вопрос.     
        Лоббисты закона, работодатели,  настроены на то, чтобы полномочия профсоюзов упразднить и убрать, а самое главное - существенно ограничить права работников на достойные условия труда. 
         Авторами проекта нового Трудового кодекса, как было сказано выше, стали депутаты Василий Хара, Александр Стоян и Ярослав Сухой.  Верховная Рада получила документ на рассмотрение в декабре 2007 года.  В мае 2008 года проект приняли за основу.  Несколько раз депутаты принимали его в первом и втором чтении, после чего его отправляли на доработку. Документ собираются принять уже в этом году и вокруг его положений не утихают жаркие споры.  Удивительно и странно, что авторами кодекса (Хара - бывший глава ФПУ (Федерация профсоюзов Украины - ред.), Стоян - тоже бывший председатель ФПУ и Сухой, который был связан с социальной политикой) прилагаются усилиями и постоянные попутки срочно протолкнуть вариант этого документа, в котором очень серьезно подрывается защитная функция профсоюзов. Такая попытка была в Азербайджане. Там в новом документе изъяли форму отказа профсоюза на увольнение работника, но потом эту норму вернули. «И сегодня в Азербайджане уволить работника без согласия профсоюза невозможно. 
       2. - В проекте Трудового кодекса из норм, регламентирующих прием на работу,  исчезли рабочие.
«Трудовой договор, согласно проекту, оформляется при назначении на должность, избрании на должность, результатов конкурса или решения суда. Только в этих четырех случаях. А где же работники рабочих профессий? Они же не назначаются, а принимаются на работу.  Дело в том, что еще в советское время, для работников рабочих профессий применять формулировку «принят на работу». Невозможно токаря оформить на работу путем назначения на должность. Это профессия, это не должность».
     3.-   Новшества в грядущем Трудовом кодексе коснулись положений, связанных с испытательным сроком. 
          В проекте Трудового кодекса срок испытания в шесть месяцев заложен для руководителей юридических лиц, их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, а также руководителей самостоятельных подразделений юр.лица. 
        Новый документ предусматривает увольнение работника в период испытательного срока. Новшеством является то, что в случае увольнения работодатель должен уведомить об этом работника письменно за три дня без выплаты пособия. Правда, законодатель не уточняет, какое именно пособие».
4.-  Прослушивающие устройства и коммерческая тайна.
       Среди резонансных для работника и работодателя нововведений в проекте кодекса оказалась и норма, которая разрешает работодателю устанавливать на рабочем месте наемного работника прослушивающее или записывающее устройство.
      «В статьях 28, 48 и 71 проекта Трудового кодекса указано, что работодатель может осуществлять контроль с использованием технических средств, если это не унижает честь и достоинство работника. Об этом нужно предупредить работника, но его согласие является необязательным.
5. - «Работодатель может внести приказ о коммерческой тайне на предприятии и ознакомить с ним работников.
        Если работник откажется включить соответствующие условия в трудовой договор, то работодатель может отказать в приеме на работу или уволить, если человек уже работает. Такое право работодателю дает 98 статья проекта.
6. - Продолжительность рабочей недели и рабочего дня
        Большой резонанс вызвали разговоры об увеличении продолжительности рабочей недели и рабочего дня. По действующему КЗоТу продолжительность пятидневной рабочей недели - 40 часов с двумя выходными в субботу и воскресенье. При шестидневке нормальный рабочий день должен длиться не более семи часов, при пятидневке - не более восьми часов.
      Начало и конец рабочего дня определяются правилами внутреннего распорядка предприятия согласно кодексу. Накануне праздничных дней и по КЗоТу и по проекту, рабочее время сокращается на час. В ночное время также сокращается на один час.
      «По проекту Трудового кодекса рабочая неделя может быть увеличена до 48 часов, а рабочий день - до 12 часов. Но это противоречит международной конвенции по труду, ратифицированной Украиной. Там предусмотрена нормальная продолжительность недели до 40 часов. И если Украина примет закон, который позволяет увеличить рабочую неделю до 48 часов, это будет противоречить конвенции. А приоритет между действиями нормативных актов и международной конвенции всегда у конвенции.  Непонятно, почему законодатель, который знает об этой конвенции, включил положение, которое ухудшает существующие условия. Также в проекте Трудового кодекса указано минимальное время перерыва - 30 минут. В действующем кодексе регламентируется только максимальное время перерыва - не более двух часов.
7.- В проекте нового кодекса указано, что работодатель сможет сам аттестовать работника. Работодатель будет лично устанавливать требования к работнику, которые не противоречат действующему законодательству. Он сможет собирать аттестационную комиссию у себя же на предприятии. Если работник не справился с аттестацией - его уволят по статье. В руки работодателей попал рычаг для того чтобы уволить. 
      Некоторые положення проекта Трудового Кодекса,  могут существенно ущемить работника. Вызывает большой интерес, когда работодатель, по данному проекту, имеет право сам издавать внутренние нормативные документы, если они не предусмотрены законодательством. Вы представляете, какой-то закон не прописан? И если нет профсоюза, то он может сам издать какой-то приказ, закрепить какую-то норму и работник обязан будет ее выполнять.За неисполнение может последовать увольнение.
8. - Размер прямого действительного материального ущерба, причиненный работодателю действиями работника, как и само наличие его вины в наступлении вреда согласно статьям 403, 404 и 408 в одностороннем порядке определяется работодателем. При этом положение об обязательном проведении служебного расследования с возможностью участия представителя профсоюза для установления вины работника не предусмотрено. Вышеуказанные нарушения прав объединений работников создают условия бесправия, нищеты и невыплаты заработной платы работникам.
9. - Статья 380 Проекта ТК вводит локаут в форме права работодателя временно приостановить деятельность предприятия или существенно снизить объемы производства с одновременной приостановкой выплаты заработной платы всем или части работникам. Эти положения Проекта являются существенным нарушением основных международных трудовых стандартов, в частности норм Конвенции МОТ №87. Комитет МОТ по Свободе Объединения считает, что право на забастовку является неотъемлемой частью права на объединение, которое защищено Конвенцией № 87 (см. 311-й отчет, дело № 1954, пункт. 405.). Локаут рассматривается МОТ как грубейшее нарушение Конвенции № 87.
       Эта статья нарушает и норму статьи 44 Конституции Украины, которой предусмотрено право работников на забастовку.
Одиноких матерей можно увольнять (ст.118)
10. - В отличие от действующего Кодекса законов о труде, законопроект значительно расширил перечень оснований для увольнения одиноких матерей, которые имеют детей до 15 лет.
       Сегодня увольнение одиноких матерей разрешается исключительно в случае полной ликвидации предприятия, да и то с условием обязательного трудоустройства.
        Законопроект к указанному основанию добавил право работодателя расторгнуть трудовой договор на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения работницей своих трудовых обязанностей.
         Таким образом, работодатель сможет уволить такую сотрудницу, к примеру, за то, что она более трех часов отсутствовала на рабочем месте, отказалась сделать прививку или разгласила коммерческую тайну.
11. -Кому выгоден новый Трудовой кодекс?
       По мнению Независимого профсоюза, кодекс принимают исключительно в интересах работодателей. В нынешний кодекс законов о труде Украины вносились изменения, которые были связаны с возникновением новых трудовых отношений, с изменением формы собственности, а также в святи с принятием новых законов, например, Закона «О коллективных договорах и соглашениях», Закона «Об отпусках», Закона «О разрешении коллективных трудовых споров».  9+
      В Польше по сей день действует кодекс, который принимался еще, когда она была социалистической республикой. Потому что социальные партнеры - работодатели и профсоюзы, не настолько еще созрели, чтобы работать в новых условиях.
        Независимый профсоюз подключал специалистов для проведения анализа трудового кодекса. Более того, предложения направлялсь для экспертизы в Международную организацию труда, Международную конфедерацию профсоюзов, с тем, чтобы получить с их стороны поддержку и анализ ситуации. В какой-то мере они с нами соглашаются: есть ущемление прав наемных работников.
       Поскольку сегодня в парламенте большая часть миллионеров, а значит работодателей, они заинтересованы в принятии такого документа, который облегчит работу с наемными работниками. А когда у тебя нет прав, то можно с тобой легко работать. Этот документ принимается в интересах одной стороны - работодателей и больше никого.
        Проблема в том, что с каждым разом вариант трудового кодекса становится все хуже для наемных работников.   
         Наемный работник сегодня никому не интересен: надо сделать так, чтобы он больше работал и меньше получал. Тогда нужно посадить роботов, железо ведь не болеет, хотя механизмы тоже изнашиваются. 
          Несправедливый Трудовой кодекс может поднять протестные настроения, а любой протест, когда производство останавливается, приносит большие убытки. 
Я не  провожу параллелей, однако если заглянуть в историю, то можно заметить интересный факт. Фашисткая  Германия в 1930-тые годы столкнулась с серьезными экономическими проблемами: как с необходимостью выплат репараций Антанте, так и с грянувшим в 1928 году экономическим кризисом, повлекшим за собой крах экономики, обвальный рост безработицы, цен на товары и продукты питания, отсутствие рынков сырья и сбыта для крупных германских корпораций
 С первых дней своего правления Гитлер начал реформу общественной жизни страны и, в первую очередь, политической системы. Агрессивные цели  требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали.
Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти, персонализацией правительственной власти, жесточайшей централизацией всех ветвей, сращиванием партийного и правительственного аппаратов, устранением всевозможных путей оппозиции.
После прихода к власти фашисты перестроили полицейскую систему, затронув все стороны ее организации и деятельности. Главная задача полиции заключалась в том, чтобы осуществлять массовый террор и истреблять физически коммунистов и антифашистов. Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, “народного” гражданского кодекса на основе гитлеровского понимания индивидуальной свободы, которая “должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации”. Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие “субъективные права”, которые они хотели или вообще отменить, или заменить понятием “субъективные права члена НСРПГ”. Предлагалось убрать из кодекса и понятие “правоспособность”, заменив его понятием “партийный статус лица”.
         Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: “право — это то, что полезно народу и рейху”.
         В истории все повторяется. Только в первом случае - в виде трагедии, а во втором - в виде фарса.
          Основную цель, которую преследовали авторы данного Проекта Трудового Кодекса – поставить  понятие «Закон» и «Право на труд» -  на второе место, а получение прибыли хозяина - на первое, при этом сделать работника бесправным и поставить в единственном числе перед этим хозяином. Единственно, что не догадались авторы, так это поставить впереди нового ТК слово «народный». Другими словами Украина стояла в одном шаге от установления Партией регионов фашистких порядков. Возможно после происшедших в государстве перемен ситуация изменится в пользу построения демократического общества и статья 36 Конституции, в части равенства прав профсоюзов не будет просто декларацией, а собственники будут руководствоваться демократическими ценностями.



Создан 26 мар 2014